Владимир Сазонов. Гесиод и первый литературный манифест. Статья
Тарту, 6 февраля 2004
История литературных манифестов насчитывает сотни, а может и тысячи лет — если считать за манифест первое его подобие, написанное ещё в Древней Греции. К примеру, видный историк и специалист по Греции Майкл Грант в своей монографии “The Rise of Greeks” называет-таки это манифестом ([2], стр. 183). Автором этого документа был один из первых поэтов Греции Гесиод, живший приблизительно во второй половине 8 в. до н. э. Родился Гесиод в городе Киме (Малая Азия), но его отец был беден и переехал со своими сыновьями в Беотию (Средняя Греция), в поселение Аскра у горы Геликон. Именно там, по преданию, к Гесиоду явились обитавшие на Геликоне музы и вдохновили Гесиода на поэтическое творчество ([3], стр. 67).
Гесиод — представитель дидактического и генеалогического эпоса. Время Гесиода — это время заката эпической эпохи, когда героические идеалы стали терять свою силу и значимость и приобрели характер поучений или морали ([3], стр. 66).
Известно, что Гесиод при жизни успешно принимал участие в поэтических состязаниях. Кроме того, Гесиоду принадлежит авторство трёх знаменитых поэм: «Теогония», «Труды и дни» и «Щит Геракла». Он написал их где-то около 700 года до н. э. или даже немного раньше. Давно идут споры, что же древнее — «Илиада» и «Одиссея» Гомера или поэмы Гесиода? Принято считать, что Гомер жил раньше Гесиода или по крайней мере был старше. На каком основании? Дело заключается в том, что описанные Гомером общественные формы по-видимому являются более древними, чем описанные у Гесиода. Но такое доказательство лично мне кажется очень неубедительным.
Есть ряд контраргументов к утверждению о том, что гомеровские эпосы более древние. (Впрочем, следует заметить, что эти контраргументы не являются доказательством того, что Гесиод жил раньше Гомера.) Во-первых, между Беотией, где жил Гесиод, и Ионией, где жил Гомер, было весьма много различий. Во-вторых, государственное устройство, описанное Гомером в «Илиаде» и «Одиссее», возможно, существовало задолго до Гомера. Да и сами поэмы описывают историю Троянской войны, которая если и имела место, то где-то в 12 веке до н. э. Конечно, Гомер, живший в 9 или 8 веке до н. э., вряд ли помнил, какое точно государственное устройство было в Ионии в 12 веке, т. е. примерно за 400—500 лет до него, ведь письменность в Греции в течение этих 400—500 лет полностью отсутствовала и всё передавалось в виде устных преданий. Видимо, Гомер мог описать устройство не той Ионии, в которой он жил, а той, о которой помнили его предки.Так что мы до сих пор не можем с полной уверенностью сказать, чьи же поэмы всё-таки древнее — Гомера или Гесиода, или же они написаны в одно время.
Однако не будем тратиться на рассуждения о том, что древнее, и о сюжетах самих поэм, т. к. это вполне известные многим факты. На мой взгляд, интересно другое — то, что сам Гесиод заявляет, что в поэзии кроме художественного вымысла также присутствует и правда. Это и есть своего рода литературный манифест. Долг Гесиода, по его мнению, заключён именно в том, чтобы рассказывать и передавать всю правду и не утаивать её от читателя ([2], стр. 183):
Много умеем мы лжи рассказать за чистую правду.
Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем!
(Гесиод. Теогония, 27—28)
Желание Гесиода рассказывать правду принесло ему пальму первенства во всех перечнях авторов назидательной поэзии, которую принято называть дидактической поэзией ([2], стр. 183).
Свою «Теогонию» автор пишет в мифологический форме. Именно от Гесиода мы узнали точную космологию греков. Эта поэма или эпос — своего рода свод мифов, которые Гесиод решил собрать в единое целое и создать тем самым целостную мифологическую картину. Будучи не жрецом, а мирянином, он первым берёт на себя смелость делать то, что раньше было прерогативой жрецов, — пересказывать мифы. Кроме того, труды Гесиода — это своего рода предфилософия, позднее ставшая основой для рождения космологической философии греков. Таким образом, Гесиод во многом был новатором, и даже если первенство создания первых эпосов и принадлежит Гомеру, то первенство в обобщении мифов и создании первой космологии, а также первого литературного манифеста принадлежит именно Гесиоду.
Однако манифестом это можно назвать лишь условно. И конечно же, это нельзя воспринимать как литературный манифест в современном понятии.
С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем,
На Геликоне они обитают высоком, священном.
Нежною ногою ступая, обходят они в хороводе
Жертвенник Зевса-царя и фиалково-тёмный источник…
(Гесиод. Теогония, 1—4)
Кроме того, Гесиод был первым поэтом, который назвал себя по имени и рассказал о себе и своих близких ([4], стр. 66). Интересно и то, что поэтика Гесиода отличается от гомеровской. В «Теогонии» Гесиода можно выделить группы из десяти гекзаметров каждая, которые похожи на мелическую поэзию. В поэме также присутствует музыкальный элемент ([4], стр. 72). Стиль Гесиода противоположен многословию и роскоши гомеровского стиля, он сухой и лаконичный. Моралистика у него очень заметна, и часто она производит скучное впечатление ([3], стр. 68).
Среди дошедших до нас произведений Гесиода надо также упомянуть «Каталог женщин» (перечень возлюбленных богов и их детей). Кроме того, известен ряд названий других произведений Гесиода, которые до нашего времени, к сожаленью, не сохранились, — это «Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пелея» и несколько других ([3], стр. 67).
Использованная литература
[1] Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции (под редакцией В. И. Кузищина). Санкт-Петербург, 2000.
[2] Грант М., Греческий мир в доклассическую эпоху. Москва, 1998.
[3] Лосев А. Ф., Античная литература. Москва, 1997.
[4] Чистякова Н. А., История возникновения и развития древнегреческого эпоса. Санкт-Петербург, 1999