Воздушный змей

Участники

Хроника

Стихи

Проза

Публицистика

Галерея

Пресса

Ваше мнение

Ссылки

Библиотека

П р е с с а


---------------------------------------------------- Почти открытка, 23 декабря 2003 ----------------

  • <За веревочку>
    Тарту, 23 декабря 2003



    ПОЧТИ ОТКРЫТКА

    Подчинить литературу строгому порядку настолько невыполнимая задача, насколько безумна попытка утихомирить разбушевавшийся ветер. Теннисный мячик можно поймать на ракетку, но мысль... Траектория полета мысли гораздо менее предсказуема.

    Критерии качества литературной мысли известны – стройность повествования и соответствие грамматическим нормам языка. В противном случае читателю будет предложено не произведение, а произвол.

    Это в стихах литература и диктатура могут рифмоваться вместе, в жизни подобное соседство не сулит ничего хорошо. Мысль под прессом внешних обстоятельств – пресный полуфабрикат.

    В стихотворении или повести обязательно должна быть фактура – слова строят город, автор руководит проектом. Можно экспериментировать со стилем, лексикой, формой – люди всегда будут обращать внимание на многоцветие радуги. Бродить по городу, вместившем в себя необычные архитектурные сооружения чрезвычайно увлекательно, на фотопленку и в память хочется запечатлеть как можно больше впечатлений.

    Говоря о литературе, мы так или иначе придем к вопросу вкуса. Здесь почти каждого автора интересует позиция редактора, его мнение. На одном из престижных литературных сайтов ответственный редактор (известный в России критик) в качестве критерия при отборе материалов называет только одно прилагательное – произведение должно быть хорошим. Несложно предугадать возможную реакцию авторов, желающих сотрудничать с виртуальным лито. Если произведение прошло конкурс, значит «хороший» означало качество, в случае неудачи, у редактора плохой вкус.

    Недавно мне задали такой вопрос: тебе нравится мат? При этом, конечно, речь шла не о шахматах. Должен сказать, собесдник застал меня врасплох, поскольку в повседневной жизни я стараюсь скорее избегать мата, чем идти на сближение с ним, руководствуясь в этом собственным пониманием этики. В то же время глупо отрицать мат как лексический пласт языка или как некую субкультуру. В любой столице мира наряду с правительственными учреждениями, площадями, памятниками истории, парками можно увидеть трущобы.

    В профессиональный словарь работников СМИ недавно вошел термин framing (фрэйминг), применимый вполне к делам литературным. Новое слово имеет в корне существительное «рамка», указывающее, например, на обрамление картины. Фрэйминг это наводка объектива на центральный объект, лишнее остается за кадром, срезается. Открытка с видом Колизея и «задевающее» стихотворение тождественны. Дальше продолжать не буду. Как говорится, пусть каждый (автор, редактор, читатель) попробует решить уравнение самостоятельно.

    Желаю всем участникам лито и нашим многочисленным друзьям светлых зимних дней, яркого солнца, интересных книжек и вдохновения.

    <Игорь Котюх>

  • вернуться к разделу